РЖД ждут доходов от колеса: на сети раскрутили тарифный грузооборот

РЖД ждут доходов от колеса: на сети раскрутили тарифный грузооборот

Дата новости: 12/05/2022

В ОАО «РЖД» ожидают снижения погрузки в мае текущего года на 6,9%. При этом грузооборот с учетом пробега собственных вагонов в порожнем состоянии может увеличиться (согласно плану) до 291,2 млрд т-км, что на 1,7% выше аналогичного периода прошлого года.

Правда, есть риск не выйти на указанный результат. Ведь по итогам апреля погрузка на сети снизилась на 5%. Но при этом грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 1,8%.
Вопрос в том, как сложатся обстоятельства, влияющие на грузооборот. Анализ показал, что подобных факторов можно выделить несколько.

Едем дальше и ждем вагоны…
Во-первых, изменение логистики привело к увеличению дальности рейсов. Санкции и рост цен на многие виды продукции привели к тому, что клиентам пришлось отправлять за тридевять земель. «Если ранее мы стремились больше доставить груз в Европу, потому что она ближе, то теперь туда доступ ограничен. Приходится все чаще ехать на восток. А это означает рост дальности рейса по РЖД в 2–3 раза», – признался один из респондентов.
В итоге отмечено смещение отправок на Восточный полигон. И не только в Китай, но и по другим направлениям – в Бразилию, Белоруссию, Азербайджан. Причем пока остаются резервы в направлении МТК Север – Юг. Погрузка в апреле могла осуществляться уже и через порты Каспийского моря. В частности, из Оля товары стали отправлять в Иран. Также рассматриваются перспективы контейнерных перевозок через железнодорожный пункт пропуска Самур и далее в Азербайджан и Иран.
Заместитель председателя А ОЖдПС Денис Семенкин считает, что именно этот фактор более всего повлиял на рост тарифного грузооборота. Иными словами, он напрямую связан с увеличением расстояния перевозки груза.
Во-вторых, смена логистических цепочек привела к сокращению доли маршрутных поездов, груженных, например, углем, лесом. Сокращение продаж на традиционных рынках заставило предприятия отправлять свою продукцию меньшими партиями.
Это привело к снижению доли полновесными вагонами в поездах. Иными словами, на сеть поступило меньше грузов, но для их отправки потребовалось больше вагонов.
Кстати, данным обстоятельством можно объяснить, как отметили участники рынка, парадокс, который сложился на сети: вагонов вроде бы в избытке, а на востребованном направлении клиенты сталкивались с локальными дефицитами.

Броуновское движение парков
В-третьих, увеличилось количество перегонов порожнего подвижного состава для подачи под погрузку. Вагоны, как свидетельствуют данные опросов грузовладельцев, которые проводит журнал РЖД-Партнер в рамках Индекса качества услуг на железнодорожном транспорте, нередко посылались издалека.
Клиентам требовалось больше трудозатрат для сбора необходимой партии вагонов в пулы. У операторов возникали затруднения при консолидации парков просто потому, что многочисленные отправки небольшими партиями рассредоточивали вагоны на сети.
Они пытались оптимизировать оборот по разным направлениям. Однако во многих случаях порожние перегоны напоминали броуновское движение. Между тем для перевозчика все это означало увеличение доставок «груза на своих колесах». Они менее доходные, чем груженые рейсы, но тем не менее оплачиваемые. Это для операторов практика дальних подсылов – дополнительные расходы.
Это крайне раздражало не только железные дороги, но ряд крупных якорных грузоотправителей. Дошло до того, что со стороны последних поступили предложения тем или иным способом консолидировать часть парков под управлением ОАО «РЖД». Правда, подобные попытки, как показывает практика, обычно не давали желаемого результата. Особенно в ситуации глубокой перестройки российского рынка.

Кружность растет
В-четвертых, на железных дорогах старались подобрать любые партии грузов, чтобы компенсировать падение объемов погрузки. При этом задачи движенцев по пропуску грузопотоков усложнились.
Графы поездов стали чаще пересекаться. Увеличились сортировки на промежуточных станциях путей общего пользования.
На сети были вынуждены ужесточить логконтроль и чаще вводить конвенции для борьбы с простоями и брошенными поездами. Клиенты столкнулись с дополнительными рисками, когда на выбранные ими дни железные дороги стали отказывать в отправках и предлагать перенести их на более поздний срок.
Или как вариант – внести поправки в маршрут движения. Как следствие – увеличилась кружность маршрутов.
Все эти факторы льют воду на одно колесо и объясняют, почему на сети в апреле установили рекорд среднесуточного тарифного грузооборота. Причем, по данным заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центральной дирекции управления движением Михаила Глазкова, не только с начала 2022-го, но и едва ли не за все предыдущие годы.
Этот показатель составил 7,368 млн т-км/сут., что на 61,1% превышает исторический максимум с основания холдинга и на 1% – к итогу пикового 1988 года. Тогда, напомним, железным дорогам потребовалось оперативно обеспечивать потребности национальной экономики в условиях существенного изменения экономических условий.
Этот тренд, как ожидается, усилится в ближайшие месяцы. По данным газеты The Guardian, временное затишье на китайском направлении произошло не только на фоне принятых мер борьбы с последствиями коронавируса, но еще и потому, что в КНР провели стресс-тест на случай введения санкций, аналогичных тем, которые Запад применил в отношении России.
В Пекине назвали такой стресс-тест «естественной реакцией» с учетом тесных отношений с Москвой. А в ближайшее время ожидается заметное оживление товаропотоков с РФ.
По итогам переговоров Казахстана и Турции был подписан ряд документов, среди которых договор о намерении увеличить в 2022 году товарооборот между странами вдвое, а также соглашение о международных комбинированных перевозках грузов.
В «РЖД Логистике» отметили увеличение транзита через Казахстан в Белоруссию и перевозок грузов через Азербайджан. По данным ИПЕМ, имеются перспективы развития перевозок из Турции через Новороссийск.
Таким образом, переориентация экспорта с западного на восточное и южное направления продолжится. А с этим будет расти и тарифный грузооборот.

Грузооборот добавляет доходы перевозчику
Рост тарифного грузооборота свидетельствует о том, что слухи о сложном состоянии финансов ОАО «РЖД», которые появились в некоторых западных СМИ, сильно преувеличены.
В некоторых изданиях предположили, что это связано с закрытием ряда маршрутов для автоперевозок. В результате РЖД, дескать, и оказались в огромном плюсе.
«Расстрою тех, кто так думает и не совсем верно интерпретирует информацию. Да, закрылись, конечно, некоторые направления международных автоперевозок, но это не значит, что все побежали на РЖД. Тем не менее на РЖД вырос тарифный грузооборот. А это значит, что холдинг получает доход от колеса», – рассказал источник в ОАО «РЖД».
Как сообщалось, планируется, что доходы от грузовых перевозок в мае на железнодорожной сети вырастут на 7,8%. Ожидается, что их доходность сохранится и в дальнейшем, по крайней мере в 2022 году. И это несмотря на то, что на фоне российской военной операции на Украине эксперты оценивали потенциальное падение погрузки на сети РЖД по итогам текущего года от 2 до 7%.

Есть и риски…
Итак, весной на сети сложились факторы, способствующие притоку доходности на сети РЖД. И этот тренд имеет все шансы сохранить свое действие.
Тем не менее есть тут и свои риски. Как отмечают операторы, тарифный грузооборот поддерживают прежде всего экспортные перевозки. Между тем на железных дорогах в мае отмечена склонность к смещению акцентов на внутренние маршруты.
А это может внести весьма существенную поправку в сводную картину по сети. Ведь в таком случае ожидается прирост относительно коротких рейсов. Причем в таких чувствительных для железных дорог в настоящее время сегментах, как перевозки стройгрузов, черных металлов, леса и зерна.
Наконец, есть еще один весьма специфический сегмент транспортировок – в основном на универсальных платформах и в крытых вагонах. Очевидно, пропуск литерных поездов тоже дает дополнительный доход ОАО «РЖД». Подобные доставки дают прибавку в объемах, но нельзя сказать, что они раскручивают тарифный грузооборот.
Если на этом фоне на нисходящей волне окажется экспорт угля, нефтегрузов, контейнеров, то говорить о сохранении рекордов в среднесуточном грузообороте окажется сложным. В таком случае этот показатель вряд ли удержится в дальнейшем в положительной зоне.
Разумеется, такая резкая динамика снижения, как по объемам перевозок, вряд ли будет. Но и прибавка в доходах, на которую сейчас рассчитывает ОАО «РЖД», может оказаться несколько ниже планируемого уровня.
Автор:Александр Солнцев
Источник: РЖД-Партнер
Вернуться к списку новостей