РЖД ждут роста погрузки в 2020 г. на 2,9%, в январе - падения на 4,9% вместо 3,3%
Версия для печати

РЖД ждут роста погрузки в 2020 г. на 2,9%, в январе - падения на 4,9% вместо 3,3%

Дата новости: 31/01/2020

ОАО "Российские железные дороги", прогнозируя рост погрузки в 2020 году на 2,9%, допускают ее пересмотр по итогам февраля-марта на фоне "китайского фактора" и активизации национальных проектов в РФ.

"Во всех наших финансовых планах (погрузка - ИФ) сегодня заложена с ростом на 2020 г. в 2,9%. С учетом того отставания, которое мы допустили в прошлом году, у нас скорректировался прирост, который мы заложили себе на 2020 г.", - заявил на брифинге замглавы РЖД Алексей Шило.
Как сообщалось ранее, общий объем погрузки в 2019 г. сократился на 0,9% вместо ожидавшихся 0,5%. При этом осенью генеральный директор РЖД Олег Белозеров заявлял, что на 2020 г. компания "для себя пока берет объемы долгосрочной программы развития (ДПР - ИФ), которые были изначально заложены, с недобором" по 2019 г., для его возмещения. "При более благоприятных условиях постараемся выйти на эту цифру "за 2 года", чтобы войти в ДПР", - говорил он.
В итоге по 2020 г. прогнозная цифра погрузки в финансовом плане компании не изменилась - 1,315 млрд тонн, что при "фактических" "-0,9%" в прошлом году должно дать рост на 2,9% (ранее при ожиданиях падения погрузки в 2019 г. на 0,5% была цифра "2,5%": фактически "недобранные" 0,4 процентных пункта перешли на 2020 г.).
БОЛЬШАЯ СТРОЙКА
"Мы в целом вот этот прирост закладывали, исходя из ожиданий, связанных с развитием экономики в стране в 2020 г. Все-таки достаточно большая работа была проведена в 2019 г., подготовлена основа реализации национальных проектов. Для нас очень важный был сигнал - погрузка строительных грузов. Мы ожидали в прошлом году снижения, но в конечном итоге вышли с небольшим ростом", - добавил Шило на брифинге.
"Практически любой нацпроект так или иначе будет связан с перевозкой - что поддержка агропромышленного комплекса, что строительство автомобильных безопасных дорог, что развитие инфраструктуры. Поэтому у нас по большинству номенклатуры на 2020 г. заложен рост, чтобы (выйти - ИФ) на эти 2,9%", - отметил топ-менеджер.
"Сопутствующий элемент - погрузка цемента. Прошлый год закончили с ростом на 4,7%. Ожидаем, что в 2020 г., несмотря на достаточно пессимистические прогнозы грузоотправителей по I кварталу, все-таки оживление", - также сказал он.
"Пока (с начала января - ИФ) есть небольшое отставание по строительным грузам. Но и в прошлом году, хотя ожидали изначально, что будет снижение, объемы перевозок выросли на 0,2%. Сейчас отставание минимальное, мы видим оживление, считаем, что этот тренд продолжится, особенно учитывая задачи по реализации национальных проектов", - добавил замглавы РЖД.
ПЛАН "Б"
"Есть ли у нас план "Б"? Конечно, у нас есть и другие планы, мы будем очень внимательно оценивать, как развивается ситуация, и, если потребуется, тогда будем выходить с предложениями и рассматривать какие-то другие планы. Но пока у нас нет оснований планы пересматривать", - отметил Шило.
При этом, по его словам, уже в ноябре-декабре 2019 года существенно сократились перевозки в Китай достаточно широкой номенклатуры грузов, в том числе леса и угля. Снижение связано и с тем, что рынок КНР "остывает", и с рядом регуляторных факторов. "Если смотреть, например, ту же лесную промышленность, то уже достаточно большой объем продуктов переработки леса направлялся из Китая в США. Но в связи с введением заградительных пошлин - порядка 25% - у китайцев отпала необходимость привозить столько древесины из России. Соответственно, началось снижение перевозок леса из РФ", - пояснил Шило.
Фактические показатели, по сути, уже несколько хуже первоначальных ожиданий. В январе, по словам топ-менеджера, при изначальном прогнозе снижения на 3,3% монополия ожидает падения погрузки на 4,9%. "Мы уже в декабре видели, как развивалась ситуация, понимали, что январь будет сложным. Причем это был не какой-то там макропрогноз. Мы оперировали данными наших грузовладельцев. Они достаточно осторожно относились к оценкам начала года. По их оценкам, (оно - ИФ) не предвещало какого-то очень большого роста", - заметил замглавы "Российских железных дорог".
"Изначально в план мы заложили снижение на 3,3% с учетом того, что по некоторым позициям ситуация начнет улучшаться. На самом деле этого не произошло. То есть, мы по январю считаем, что будем заканчивать где-то в районе минус 5%, наверное, минус 4,9%". Связано (это - ИФ) с продолжением тех тенденций, которые были в конце 2019 г.", - сказал Шило.
УГОЛЬ ПАДЕНИЯ
"В первую очередь - по углю, который сегодня снижается достаточно интенсивно. Ситуация на западных рынках не поменялась кардинально. Мы везем очень мало угля сегодня в направлении портов Северо-Запада - у нас впервые такая ситуация, когда объемы перевозок на 2,5% ниже, чем в январе (предыдущего - ИФ) года", - отметил топ-менеджер.
"В Европе проводится целенаправленная политика по снижению угольной генерации. Больших надежд, что мы больше станем везти именно в Европу, у нас, пожалуй, нет. Нет их и у грузоотправителей. Есть определенные номенклатуры углей, которые мы продолжаем везти в европейскую часть, но они уже совершенно не в тех объемах, что было раньше", - пояснил замглавы РЖД.
"Юг (перевозки в южном направлении - ИФ) пока показывает неплохие результаты. Связано это с тем, что часть объемов угля, которые едут в Индию, в Бангладеш и так далее сегодня "пробует" новые порты, в том числе Тамань. Эти объемы добавились к погрузке на Северо-Кавказскую железную дорогу, соответственно, там мы сегодня имеем рост", - добавил он.
Также, по словам Шило, в связи с теплой зимой продолжают падать перевозки каменного угля по РФ: с начала января 2020 г. они уменьшились на 3,4% по сравнению с тем же периодом 2019 г. Тем не менее, в целом на 2020 г., по словам Шило, "Российские железные дороги" ожидают рост погрузки угля, в том числе и на экспорт. "Да, Европа перестает потреблять, но остановить эту "машину" одним разом вряд ли получится. Коллеги будут искать способы, каким образом этот уголь весь вывозить. Мы со своей стороны им для этого дадим возможности", - сказал он.
"По январю погода достаточно теплая, но что будет дальше, пока спрогнозировать сложно. Есть абсолютно разные оценки: кто-то говорит, что февраль тоже будет теплый, тогда, наверное, перевозки угля внутри страны продолжат снижение. Как только будет понижение температуры, сразу начнут расти перевозки для ЖКХ - это видно на графиках очень хорошо. Посмотрим, каким будет и конец года. В январе сложно говорить о каких-либо сильно глобальных тенденциях, скорее, это продолжение тенденций прошлого года", - добавил топ-менеджер.
ДРУГИЕ ТРЕНДЫ
"У нас ожидаемое (сокращение - ИФ) по нефтепродуктам: в базе прошлого года еще находились перевозки, которые переключились на (трубопровод - ИФ) Восточная Сибирь - Тихий океан с Уяра (Красноярский край - ИФ)", - отметил он.
"Пока есть снижение (погрузки - ИФ) по удобрениям. Достаточно хорошая динамика была в прошлом году, но в начале (2020 г. - ИФ) пока продажи удобрений у наших производителей на зарубежных рынках идут с опозданием. Мы видим, что оживает этот рынок только во второй половине января - вот сейчас погрузка удобрений уже идет хорошо, но нарастающим итогом пока видим снижение на 2,4%", - добавил топ-менеджер.
Продолжали, по его словам, снижаться в январе и перевозки черных металлов - на 4,7%, в том числе на экспорт - на 11,4%, при том что по РФ по-прежнему наблюдается рост - на 0,6%. "Тенденции, которые были в прошлом году, пока (сохраняются - ИФ)", - отметил Шило.
"Не очень интенсивно" в январе производится и отгрузка зерновых, добавил топ-менеджер. "Весь прошлый год мы не получали зерно (в существенных объемах для перевозок по ж/д сети - ИФ). Рассчитывали, что в январе будет уже начинаться подготовка к следующему зерновому году с освобождением всех запасов и отгрузкой на экспорт. Пока, по нашим оценкам, грузоотправители ожидают принятия решения по субсидии на перевозки зерна. Мы сейчас закладываем себе в планы перевозку зерна уже в феврале в хороших объемах", - сказал он, добавив, что в целом по году РЖД также ожидают рост погрузки этих грузов.

Источник: Интерфакс
Вернуться к списку новостей